Дорожные полимеры от производителя.

Строительство без вреда окружающей среде.

Технологичная стабильность (Мир дорог, март 2015)

При строительстве дороги необходимо четко понимать, на каких грунтах ведется работа, какими качествами они обладают и, как следствие, по какой технологии осуществлять их стабилизацию, если это необходимо. Об этом нам рассказывает Александр Сергеевич Никитский, коммерческий директор ООО «ПолиРоуд».

Александр Сергеевич, как эффективно можно решить проблему строительства дорог на водонасыщенных участках?

На наш взгляд, самым простым и эффективным решением является метод стабилизации и комплексного укрепления грунта. Применение данного метода повышает несущие, физико-механические и гидрофобные свойства грунта, способствует обеспечению соответствующей марки прочности, морозостойкости и всех необходимых параметров для рабочих слоев дорожной одежды.

Особенность данного метода состоит в том, что при строительстве дорожной одежды используется местный грунт, такой, как глина, суглинок, песчаники… Строителям не надо затрачивать большие силы на выемку, утилизацию или складирование местного грунта, не надо закупать и завозить дорогущий песок или разрабатывать карьеры вблизи строительства, изменяя ландшафт местности и нанося ей существенный урон. А механизация и автоматизация процессов строительства уменьшает срок и снижает стоимость строительства при увеличении качества и долговечности дорожной одежды.

Каким должен быть алгоритм выбора материалов и технологий у заказчика и проектировщика для решения вопросов стабилизации грунта?

Прежде всего, необходимо составить правильное Техническое задание. Это основа основ – то, с чего стоит всегда начинать. Большинство компаний при обращении к нам задают примерно один и тот же вопрос: «Сколько стоит дорогу построить?» Согласитесь, звучит довольно странно. Это вопрос из серии: «Сколько стоит купить автомобиль?»

А начинать надо с понимания следующих исходных данных от Заказчика:

  • категория и назначение дороги;
  • протяженность и количество полос;
  • интенсивность движения транспорта;
  • максимальная нагрузка на ось;
  • наличие съездов, перекрестков и площадок;
  • тип дорожной одежды;
  • желаемая система водоотвода;
  • пограничная инфраструктура;
  • благоустройство;
  • место ее нахождения, климатическая зона;
  • особые условия…

Если же Заказчик не может конкретизировать свои требования, тогда стоит обратиться за помощью в составлении технического задания в проектные или строительные организации, заключить договор и двигаться дальше.

Следующий этап - Топографическая съёмка. Геологическая подоснова. Изыскания. Проведение изыскательских работ позволяет ответить на множество важных вопросов, необходимых для проектирования и расчета дорожной одежды. Отбор образцов грунта и его исследования, определение глубины залегания, типов и состава – все это позволяет определить наиболее эффективные методы работы с местным материалом. На этом этапе как раз и можно определить максимально эффективный материал и технологию производства работ. Будет ли это метод холодной регенерации или же инъекционный метод. На чем необходимо сделать акцент при выборе полимерной добавки. Стоит ли повышать прочностные характеристики грунта или же, в приоритете, понизить водонасыщение и предотвратить дальнейшее пучение грунта и повысить морозостойкость. Необходимо выполнить работы по проектированию, расчет конструктива под требования ОДМ.

Какими нормативными документами можно сейчас руководствоваться при выборе технологии для стабилизации грунта? Что в нормативно-технической базе необходимо изменить или доработать для эффективного использования технологий стабилизации?

В настоящее время конструкции дорожных одежд разрабатываются на основании действующих в РФ нормативно-технических документов:

СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги

  • СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»;
  • СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»;
  • ГОСТ 23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчанные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства»;
  • ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд»;
  • ОДМ 218.2.017-2011 «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью»;
  • ТУ, СТО организаций.

Но существует большая потребность в доработке нормативной документации и создании новой, с учетом современных полимерных материалов, чтобы проектные организации не ломали себе голову, какой полимер и в какой концентрации закладывать в тот или иной слой дорожной одежды. Необходимо провести ряд независимых исследований и испытаний на различных типах грунтов с различными добавками в различных концентрациях, чтобы понять зависимость использования тех или иных продуктов, влияющих на изменение характеристик грунтов. А дальше проектировщик или заказчик уже сам будет определять, какой продукт и где ему выгодней применить, в зависимости от имеющейся инженерной задачи и доступности полимерного материала.

Также существует большой пробел в сметных расценках на работы по стабилизации и укреплению грунта. На данный момент многим компаниям приходится подгонять существующие похожие сметные расценки, тем самым вызывая большие вопросы у надзорных органов. По нашему мнению, создание реальной сметно-нормативной базы, позволяющей эффективно работать, экономя бюджет и увеличивая производительность и качество работ, - прерогатива государства. И чиновники на всех уровнях должны способствовать скорейшему внедрению современных норм и расценок.

Расскажите, пожалуйста, о практическом применении вашей технологии и материалов. На каких объектах они были применены? Какие результаты были получены? Какие сделаны выводы?

Наши технологии и материалы применяются в России с 2006 года. Были построены внутрипоселковые дороги, промышленные площадки, основания под складские комплексы, парковые дорожки, технологические дороги, дороги для большегрузной техники в производственных комплексах, снижена фильтрация грунтов на объектах захоронения опасных отходов.

За счет применения наших материалов и технологий удалось снизить фильтрацию грунтов там, где стояла такая задача, примерно в 10 раз. Увеличили несущую способность, долговечность дорожных одежд. Значительно снизили сроки строительства и затратную часть. В результате, мы добились реализации поставленных задач. Все дороги и площадки по сей день находятся в хорошем состоянии и выполняют свою работу.